главная>статьи>  О КОНСТРУИРОВАНИИ СУДОВ

О НЕКОТОРЫХ МОМЕНТАХ КОНСТРУИРОВАНИЯ, ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУДОВ И СНАРЯЖЕНИЯ ДЛЯ ВОДНОГО ТУРИЗМА И СОРЕВНОВАНИЙ ПО ТЕХНИКЕ ВОДНОГО ТУРИЗМА

Воспоминания Павла Добрынина

В записях могут быть ошибки и неточности

Мой первый опыт в конструировании байдарок заключался в переделке байдарки ,,Cалют” в 1972г. Переделка заключалась в том, что были сняты массивные отливки на носу и на корме оболочки, каркас байдарки был обужен, оболочка ушита. Байдарка была переориентирована кормой вперед. Рулевое управление было установлено на бывшем носу. Крепление рулевого управления было изготовлено из листовой нержавеющей стали. Фартук и юбки были изготовлены из детской клеёнки.

Эту байдарку мы с Борисом Терёшиным вдребезги разбили на пороге Кивиристи на реке Охта в Карелии. Перед прохождением реки мы укрепили байдарку по кильсону двумя слегами. После переворота в п. Кивиристи слеги остались целыми, зато все шпангоуты были сломаны, стрингера и привальные брусья были погнуты и переломаны, а оболочка изодрана в клочья. Байдарка не поддавалась восстановлению не только в походных условиях, но и в условиях мастерской. В Москву мы привезли только оставшиеся целыми стрингера и привальные брусья.

Используя оставшиеся целыми детали «Салюта» и купленные в отделе ,,Сделай сам” Детского мира недостающие трубки и уголки, я к осени сделал одноместную байдарку (каяк). Это была первая полностью сконструированная и изготовленная мной байдарка. Кильсон, был изготовлен из сломанных хоккейных клюшек и лыж. Для фальшбортов использовались бруски из бука 1,5/4см., в которых специально изготовленной фрезой был прорезан ликпаз по типу фальшбортов байдарки Прима. Для изгибания, фальшборта вымачивались в горячей воде, на середину ставилась ножка шкафа, а под концы подкладывались книги. После высыхания эта операция повторялась до тех пор, пока фальшборта не приобретали нужную форму. После изготовления и просушки деревянные детали покрывались лаком в несколько слоёв. Шпангоуты я склепал из дюралевых уголков, в которых, для облегчения конструкции, насверлил отверстия. Для днища оболочки была использована списанная лента от электростатического генератора Ван Де Граафа, шириной около 40см. из многослойного прорезиненного перкаля. Детали днища склеивались и прошивались. Деку я сшил из палаточного брезента, а фартук и юбку из детской клеёнки.

Первые испытания каяка провели на р. Истра в конце сентября. При прохождении р. Истры каяк показал себя по ходовым и маневренным характеристикам, по тем временам очень неплохо, правда я по неопытности один раз перевернулся.

На ноябрьские праздники мы впервые отправились на Кавказ, на р.Кодори. Поехали мы втроём:Я, мой брат Андрей и наш друг Женя. На троих у нас был мой каяк и байдарка Колибри, рассчитанная на использование в одиночном варианте. Фартук Колибри был переделан под кольцо с юбкой. Опыта сплава по горным рекам у нас практически не было. У меня был опыт двух раз прохождения р. Охта в Карелии. УАндрея кроме Карельского был опыт сплава по р. Б.Зеленчук, а у Жени только Подмосковье. В этом походе я и Женя впервые узнали от Андрея, что такое обвязка и страховка. Обвязки мы сделали из бельевой верёвки, для страховки использовали её же. В качестве спасжилетов мы использовали старые рубашки, с нашитыми на них карманами для резиновых надувных подушек. Никаких гидрокостюмов, или других непромокаемостей, а также касок у нас не было. Экипировка состояла из кедов, тренировочных штанов х/б, свитера и рубашки-спасжилета.

Сплав мы начали с казавшейся простой шиверы, несколько километров выше впадения р.Чхалта. Первым на воду пошёл Женя, а мы с Андреем стояли на страховке ниже шиверы. Он, вышел на каяке на середину реки и перевернулся. Я в качестве живца поплыл ему наперерез с бельевой верёвкой, на конце которой, был привязан карабин от собачьего поводка и зацепил его за обвязку. Поскольку верёвка была короткой, Андрею пришлось по колено зайти в воду, с другим концом верёвки. Когда каяк вытащили на берег, оказалось, что все шпангоуты поломаны. В последствии, я не стал делать шпангоуты из уголков, из за их низкой жёсткости на изгиб. Мы загрузили разобранный каяк в Колибри, и Андрей пошел дальше. Я и Женя встали на страховку ниже порога Камни Чхалты, способом живца. Не доходя до порога, при впадении р.Чхалта, Андрей перевернулся, и порог прошёл держась за обвязку перевёрнутой байдарки. Ниже порога мы вытащили на берег Андрея и байдарку. На этом мы решили закончить первый опыт знакомства с Кавказскими реками.

Во многом благодаря этому неудачному походу, а так же нашей первой поездке на соревнования по технике водного туризма, на р. Истра, где мы безуспешно пытались попасть в ворота, я и мой старый друг Костя Подъяпольский, той же осенью пошли в школу руководителей первой – третьей категории сложности, при Краснопресненском клубе туристов. Руководителем школы был Эдик Космачёв, инструктором нашего отделения, Миша Орловский, а стажёром Сергей Кириллов. Школа дала нам много теоретических знаний и практических навыков, а также много новых знакомств. К зачётному походу по р.Чёрная Тисса и р.Белая Тисса, весной 1973г. я сделал двухместную байдарку, Каркас байдарки был изготовлен полностью из дюралевых труб. Шпангоуты были согнуты из труб Д 16мм. проплющенных в тисках до овального сечения. Все шпангоуты были замкнутые. Кильсон и штевни изготавливались тоже из овальных труб Д22мм. Гнулись шпангоуты, штевни и фальшборта используя батарею центрального отопления, а также в прямом смысле на колене. Для крепления стрингеров к шпангоутам, на шпангоуты изолентой была примотана армированная пластиковая лента, применявшаяся, при упаковке импортных коробок. В местах прохождения стрингеров на ленте делались петли, в которые продевались стрингера. Привальные брусья надевались, в местах их перестыковки, отверстиями на винты, закреплённые в шпангоутах, и приматывались к ним тесьмой. Таким образом, обеспечивалась работа привальных брусьев, не только на сжатие, но и на растяжение, что увеличивало жёсткость каркаса. Фальшборта были склепаны из двух труб Д16мм. и винтами привинчивались к шпангоутам. Снизу и сверху в фальшбортах были профрезированы пазы для крепления к деке и крепления фартука. Установка фартука была затруднена из-за того, что кольца на нём были вшиты. Поэтому приходилось надвигать фальшборта одновременно на отбортовку деки и фартука. На днище использовался материал жёлтого цвета из ПВХ, армированного мелкой сеткой из лавсана. Материал был приобретён по объявлению в Городском клубе туристов. На деку пошёл палаточный брезент. По кильсону и по стрингерам днище было проклеено протекторами, из разрезанного вдоль электромонтажного ПВХ кембрика Д22мм. Для разравнивания, после разрезания полученная полоса кипятилась и с натяжением сматывалась в рулон. Проклейка производилась водостойким клеем 88, что оказалось не очень надёжным. Позже стали клеить ПВХ материалы раствором кембрика в циклогексаноне, а потом тетрогидрофураном (ТГФ). Эти химические растворители можно было приобрести в магазинах хим - реактивов. За день до окончания похода, на р. Белая Тисса мы с моей напарницей Валей Павловой, намотали байдарку на единственный стоящий посередине реки камень, потому что никак не могли решить с какой стороны его обойти, и поломали.

В Москве я её отремонтировал и в первый раз участвовали в соревнованиях по технике водного туризма, на Москва реке ниже г. Звенигорода. Выступали мы за команду Тушинского машиностроительного завода, в которую нас пригласил Юра Макаров, с которым мы обучались в одном отделении. Нам удалось занять одно из призовых мест, и нас пригласили на соревнования по ТВТ проводившихся на ВДНХ. В это время мы уже начали проводить тренировки на Воронцовских прудах. Обучались мы по книге Гребной слалом переведённой с Немецкого языка. На этой же байдарке, я сходил летом, по р. Чирка - Кемь, а осенью, под руководством Эдика Космачёва, по р.р. Белая Арагви и Чёрная Арагви.

Осенью 1973г. мы с Костей поступили в школу инструкторов водного туризма, проводившуюся при Краснопресненском клубе туристов. Руководителем школы был Леня Дубровский, а завучем Эдик Космачёв, инструктором в нашем отделении Игорь Михайлов, а стажёром Саша Новиков. Костя попал в другое отделение. В этой школе мы проучились до весны, и ушли из-за разногласий с руководством школы в отношении к соревнованиям по технике водного туризма.

К весне 1974г. мы с Костей вдобавок к первому сделали ещё два каяка. На майские праздники мы с группой из МГУ пошли на р. Мста. В группе было три каяка, моя первая двойка и несколько «Салютов».

Летом 1974г. мы пошли сразу в два похода подряд, на р. Охта, а после неё частью группы, на р. Умба. К этим походам я сделал новую байдарку, а Костя купил за десять рублей каркас от байдарки Луч, к которому мы изготовили оболочку и фартук с юбками. Оболочки байдарок изготавливались из тех же материалов, что и первая байдарка, а фартуки и юбки из серебрянки (ткань 500). От первой новая байдарка отличалась увеличенными размерами. Фальшборта были сделаны из буковых брусков с профрезированными ликпазами как в байдарке Прима, и изогнутыми до нужной формы. От фальшбортов предыдущей конструкции пришлось отказаться, из-за низкой жёсткости на скручивание и сложности или невозможности ремонта в случае поломки. Оба похода прошли без аварий и поломок.

На майские праздники 1975г. Я, моя жена Инна и Костя, на трёх каяках отправились в поход по р. Кубань. Из всех предыдущих и последующих походов, этот поход был самым мобильным. У нас не было дежурств, всё делалось быстро и сообща. В итоге, не смотря на несколько переворотов, мы прошли р. Кубань на два дня быстрее, чем намечали. Никаких поломок у нас не было.

В летний поход меня, Костю и Инну, Эдик Космачёв пригласил, на р. Чуя. На, р. Чуя, в МКК нас не выпустили, а выпустили почему-то по запасному маршруту на р. Китой. В группу входили также Наташа Назарова, Юра Макаров и Слава Кашкин. Готовиться к походу мы стали уже в мае. При обсуждении схемы волока Костя, который должен был идти на каяке, - заявил, что он хочет идти в одну ходку, а не в две, с промежуточными лагерями, как это было принято в байдарочных походах. После длительных, обсуждений было принято решение провести волок (около 50км. с перевалом), в одну ходку. Для благополучного осуществления таких планов, необходимо было максимально снизить выходной вес, который во многом зависел от веса байдарок. В то время у меня была сконструирована и находилась в процессе изготовления байдарка нового типа. От байдарок промышленного изготовления и моих предыдущих, конструкция отличалась отсутствием кокпита. В байдарке отсутствовали фальшборта, вместо них под декой устанавливались продольные бимсы из овальных труб. Дека байдарки делалась закрытой, стягивалась шнуровкой, и закрывалась поверху молнией. В деку вшивались манжеты, под которые затягивались кольца для юбок. Днище байдарки изготавливалось из прорезиненного диагонально дублированного перкаля. Такие байдарки получались существенно легче. К походу надо было изготовить три таких байдарки, что мы совместными усилиями и сделали. На деку байдарок на корме пришивался специальный карман для спасконца, состоящий из двух частей. В карманы укладывался спасконец, разделённый на две части 10 и 20 метров. Короткий конец предназначался для буксировки байдарки и гребцов, а длинный 30 метров для доставки спасконца на берег. Спасконцы укладывались в карманы способом бесконечной петли, что не давало им запутываться, и были оборудованы поплавками и карабинами. Сквозь деку байдарки были пропущены и вшиты два отрезка стропы, внутренние части которых крепились к каркасу байдарки, а к наружным, специальными быстросбрасываемыми узлами, крепились части спасконцов. Вдоль бортов внутри байдарок помещались ёмкости непотопляемости, склеенные из лавсановой плёнки трубы, с надувными детскими шариками в них. В дальнейшем эти ёмкости непотопляемости стали одним из толчков к созданию каркасно-надувных байдарок.

Ещё перед походом на Китой, Костя видел в Лосево байдарку из Питера с надувными бортами и каркасом из дерева. В поезде по дороге в Москву мы часто обсуждали преимущества и конструктивные особенности каркасно-надувных судов. В Москве я и Костя Подъяпольский начали работу по конструированию КНБ и отработки её основных узлов. Окончательно концепция конструкции сложилась к весне 1976г. Мы с Костей начали параллельно строить две каркасно-надувные байдарки. Байдарки отличались только размерами и небольшой разницей в обводах. К летнему походу по р. Чаткал сделать КНБ мы не успели, и я пошёл на новой байдарке предыдущей конструкции, а Костя на каяке, которые мы сделали за зиму. Остальная часть группы шла на прошлогодних байдарках. К осени 1976г. Костя закончил изготовление своей байдарки, а чуть позже и я свою. В отличие от Питерской, каркас байдарки из дюралевых труб овального и круглого сечения. Байдарка не имела выступающих стрингеров по днищу и бортам оболочки, что уменьшало уязвимость от ударов о камни, и позволяло отказаться от наклеивания части протекторов. Протекторы наклеивались только на штевнях и по кильсону. Внутри байдарки по бортам, располагались надувные баллоны, которые опирались на фермы (лесенки) из дюралевых труб, и крепились к ней. Фермы крепились на шпангоуты, верхней частью в местах перестыковки на шпильки и привязывались к шпангоутам, а нижняя часть просто опиралась на шпангоут, (позднее в местах креплений стали устанавливать, пластмассовые кницы). Как и в предыдущих байдарках, дека делалась закрытой, с вшитыми манжетами под кольца, но закрывалась центральным мидельвейсом, с прорезанным в нём ликпазом, которым надвигалась на отбортовки двух половин деки. Мидельвейс крепился крючками в скобки на шпангоутах. Оболочка изготовлялась из ПВХ материала на лавсановой основе, в основном из материалов списанных тентов трейлеров СОВТРАНСАВТО. Получившиеся байдарки обладали многими преимуществами перед стандартными байдарками – меньший вес, практическая непотопляемость, высокую ходкость, хорошие остойчивость и маневренность. Высокая жесткость позволяла поднимать байдарку за нос и корму вместе с экипажем. В случае переворота экипаж мог перевернуть байдарку прямо на воде, задержав на короткое время на борту, слить большую часть воды, и залезть в байдарку.

К этому времени в некоторых Турклубах, собрались группы самодельщиков, которые организовали небольшие мастерские, в которых занимались изготовлением самодельного снаряжения, в том числе и байдарки, каяки, катамараны и других средств сплава. На основе наших байдарок многие стали их копировать или делать свои модификации.

Через некоторое время на базе наших байдарок, при нашем участии на «Рязанском заводе автоагрегатов» организовали производство байдарок «Таймень». Байдарка получилась неудачная, в основном из-за использования автомобильных материалов и некомпетенции производителей. После изготовления опытных образцов и испытаний их на реке «Большой Зеленчуг» мы с Костей написали заключение о качестве представленных образцов, а так же список необходимых доработок. После этого нас отстранили от дальнейшей работы, перестав выписывать пропуска на завод. В итоге байдарка пошла в производство в сыром варианте. Конструкция байдарки продержалась с некоторыми изменениями, пока не стала удовлетворять требованиям соревнований по ТВТ. Требовалось создать байдарку с более высокими ходовыми и маневренными характеристиками. За основные принципы построения были взяты, минимально допустимые правилами соревнований размерами, максимально возможное сближение гребцов, заострение штевней. При этом байдарка должна иметь достаточный объем для эксплуатации в условиях бурной воды горных рек, а также обводы бортов, обеспечивающие высокую динамичную остойчивость. За основу обводов во многом были взяты обводы стеклопластиковых зарубежных слаломных каяков. У нас наметились две концепции построения такой байдарки. Костя взялся за разработку двух-балонного варианта, а я предпочел четырех-балонную конструкцию. Со временем для ТВТ стали использовать в основном четырех-балонные модели. В дальнейшем были разработаны и построены походные варианты четырех-балонных байдарок и каяков.